Процессуально-ориентированная психология и психотерапия

Праведный гнев.

Праведный гнев.


Тема гнева всегда не проста и неоднозначна. В своей статье я буду говорить о социальной форме выражения гнева, на работе, общественных местах, с коллегами, друзьями, в семье, что не относится к крайним, экстремальным случаям агрессивного поведения.
 Метод Процессуальной Работы, разработанный Арнольдом Минделлом и его последователями, в семидесятых годах прошлого века опирается на даосизм, шаманизм, буддизм, квантовую физику и современные методы психологии и психотерапии. Давайте обратимся к первоисточникам, как в них определятся тема проявления и взаимодействия с гневом.
В священном писании “праведный гнев” может быть выражен только Богом или Святым праведным и справедливым, в своем гневе, а для нас обычных людей, выражение гнева – это грех, пока мы не будем высоко развиты духовно.
В буддизме причиной гнева и ненависти, являются омрачающие эмоции неведение и привязанность, что создает неверное восприятие реальности. В традиции ваджраяны если человека в прошлом обидели и негативные чувства, остались в нем, то лучше выплеснуть гнев, проявив его, а также для проявления активности и действия, используют гневные божества. В традиции хинаяны, наоборот необходимо проявлять смирение и терпение и не давать проявляться этим негативным эмоциям.
В шаманизме, шаман является посредником между миром людей и миром духов. В своих камланиях, когда это необходимо, он может проявить гнев и ярость, для того что бы вернуть потерянную «душу», но те советы, которые даются обычному человеку: на добро отвечать добром, а на зло отвечать безразличием и тогда человек причинивший зло будет страдать от того, что на это не обратили внимания.
В Даосизме проявление гнева или радости сравнивают с музыкой, рождающейся из пустоты, с днями и с ночами, сменяющимися перед нами. Непонятен их источник, от куда это берется и куда исчезает.
Эти взгляды процессуальный подход учитывает при работе с гневом и агрессией и в основном духовные традиции призывают нас любить друг друга. Мы надеемся, что в демократическом обществе будут учтены все права человека и будет равенство между людьми, но когда мы попадаем в «огонь» гнева и агрессии, и угрозы, то нам необходимо иметь нечто большее чем осознавание и мужество, и то как пишет А.Минделл: «должны научиться обращению с хаосом и повышенной сложностью».
 Многие люди бояться чувства гнева. Мы не можем или не желаем иметь дело с сообщениями и темами, способными вызвать агрессию. В результате чувства уходят на дно. Наши подавленные чувства становятся нашими неосуществленными потребностями, которые продолжают находится внутри нас желая выразиться.
Когда мы встречаемся с проявленным на нас «Гневом», то в нашей первичной идентичности, это то с чем мы себя отождествляем, нам становиться не безопасно, та агрессивная энергия, которая направлена на нас огромна и разрушительна, мы чувствуем себя беспомощными.  Мы не успеваем отследить, что в какой-то момент, когда в наш адрес направляется, например, гневная реплика, то чувство гнева охватывает и нас, но в следующий момент мы встречаемся с установками о том, что гневаться нехорошо, цивилизованные люди так себя не ведут, это опасно, нападающий намного сильнее нас… Мы не всегда отдаем себе отчет в тех чувствах беспомощности, безнадежности и гнева на другого человека, которые переживаем в этот момент, мы чаще всего лишены внутренней устойчивости и напуганы, пребываем в смятении и хаосе. В этот момент, важно выразить, описать свои чувства, может быть только самому себе, тогда в хаосе появляется уже некая определенность, на которую можно опираться.   Когда мы в состоянии выразить гнев, то чувства обоих участников конфликта меняются, ситуация начинает выглядеть более оптимистично.
Обычно у нас есть стремление допускать конфликт в безопасных границах, но что каждый из нас считает "безопасным"? Встречаться с гневом и агрессией всегда не просто. Один из наших опытов переживания гнева, есть риск потери контроля. И то как тот или иной человек справляется с этой задачей, на сколько он может его осознавать, удерживать и справляться с ним? Сама эмоция гнева обладает огромным зарядом, который может или разрушить все отношения или быть конструктивной и трансформировать отношения и вывести их на новый уровень открытости и доверия. Проявив в конструктивном русле "запретные" эмоциональные состояния, которые, не могли выразиться из-за множественных установок и социальных табу.
Когда эмоция гнева становится праведной? Тогда, когда в ее выражении не содержится яростной и отчаянной ненависти и жестокости готовой разрушать все вокруг. Тогда, когда эмоция гнева, как чистый поток проявляет свою силу, и сметает на своём пути все старое, ненужное, очищает и выражает, все то что было не высказано и заблокировано. Тогда, когда она становится частью созидательной силы. И это возможность попасть в новую идентичность себя, свой вторичный процесс, с которой мы себя не отождествляем. Когда мы сознательно анализируем свое принятие и неприятие, свой гнев, обиду, нужду, печаль, высокомерие, то проявление духа, в котором мы находимся, все начинает меняться и соперники становятся неотличимы друг от друга, Там, где были две противоборствующие стороны, вдруг обнаруживается единство.

Сербина Людмила Николаевна (Россия Москва) - к.пс.н, психотерапевт(ЕАР), руководитель модальности по процессуально-ориентированной психологии и психотерапии ППЛ, международный тренер, супервизор, психотерапевт ППЛ. Научный руководитель обучающей программы по ПОП в Институте Интегративной Психологии и Психотерапии, Дипломированный и Сертифицированный специалист по процессуальной работе IAPOP, международный сертификат по процессуальной работе (Портленд, USA)